Конструкция из крупных стандартных элементов: что это такое
Явлением такого рода было ознаменовано начало второй половины XIX столетия. Для Всемирной выставки, которая состоялась в Лондоне в 1851 году, построить традиционное здание оказалось попросту невозможно. Не позволяло время, недоставало средств и материалов. Реальной альтернативой стал замысел садовника Джозефа Пэкстона — создать «Хрустальный дворец» — увеличенную до необходимого размера оранжерею из металлических элементов и стекла. Современников более всего поразила дематериализация постройки, прозрачность конструкций огромного сооружения, противостоящая представлениям о монументальности. Была в новизне здания и другая сторона, поначалу не оцененная.
Чтобы сократить время строительства, Пэкстон создал конструкцию из крупных стандартных элементов, которые изготавливались на заводах и лишь монтировались на месте. Технологическое новшество предопределило форму сооружения, которая складывалась из одинаковых ячеек, не имея классической завершенности композиции. Механически унифицированная оболочка вместила всю пестроту форм викторианской эпохи — промышленные изделия, декорированные под ремесленные вещи и произведения ручного труда, отразившие все грани эклектической игры в стили, соседствовали с брутальной рационалистичностью индустриальной палеотехники — первыми локомотивами для железных дорог, гигантскими гидравлическими прессами и паровым молотом.
Поиск утраченной целостности прокламировался как главный пункт творческих программ всех направлений в архитектуре, декоративном искусстве и дизайне конца XIX — начала XX века, которые противопоставляли себя буржуазной эклектике. Поначалу, когда такие поиски вдохновлялись художественными идеями романтизма, а позже — «декадентства», категорию единства и не пытались учитывать в крупных пространственных системах — она связывалась со сферой индивидуального бытия и искалась в пределах здания и его вещного наполнения. Такие островки гармонии в хаотичном мире создавались по методу «изнутри — наружу», на основе упорядочения внутренних факторов организации объекта. Целостность его обеспечивалась в немалой степени за счет пренебрежения связями в системе, в которую этот объект входил (городской ансамбль). Здание оказалось противопоставленным своему окружению и городу в целом. В России начала XX века подобную замкнутую в себе гармонию создавал в особняках очень богатых клиентов архитектор Ф. Шехтель (построенный им в 1903 г. особняк Рябушинских в Москве на Малой Никитской — ныне дом-музей А. М. Горького — был едва ли не самой яркой среди построек этого типа в рамках всего международного стиля модерн).