Стиль рококо для ресторанов и гостиниц
В XVIII веке по Европе распространился стиль рококо. Это был стиль высшего общества, людей, которые предпочитали все время проводить за развлечениями. В моду вошли мягкие, приглушенные цвета, изящные здания, напоминавшие шкатулки или коробки для конфет, зеркала, передвижные ширмы.
Коснулось это направление и мебели.
Предыдущий стиль, барокко (Статья «Мебель барокко»), славился массивностью, основательностью, пышностью, торжественностью. Мебель эпохи рококо стала совсем другой. Вся она, будь то мебель для дворцов или оборудование для ресторанов, полностью утратила линейность. Теперь в моде были кривые, нередко асимметричные линии. Для украшения использовались накладки из позолоченной бронзы.
Самым известным мастером этой эпохи стал англичанин Томас Чиппендейл, создавший новое направление в мебельном искусстве, которое стали называть его именем. Чиппендейл изготавливал мебель из красного дерева, придавал ей легкие, пластичные формы, широко использовал ажурные спинки, чего раньше практически никто не делал. Именно в эпоху рококо полностью завершилась эволюция такого привычного для нас предмета мебели, как кресло.
На мебельное искусство Чиппендейла немалое влияние оказал Восток. Как раз в XVIII столетии в Европе начинается мода на все восточное. Из Турции заимствуется диван, который в Европе был известен в нескольких вариантах. Одно из названий дивана – оттоманка – четко указывает на его турецкое происхождение, связанное с турками-оттоманами. Из Китая заимствуются передвижные ширмы, совершенно непривычный для современности предмет мебели.
С его помощью в зданиях эпохи рококо можно было визуально изменять любое помещение, экспериментировать с его формами и размерами.
Но и сами европейцы в это время придумали немало нового. Секретеры, комоды, разного рода бюро, конторки и т. д. стали в это столетие неотъемлемой принадлежностью дома, владельцы которого старались соответствовать моде. В XVIII столетии в Европе появляются рестораны, их популярность постоянно возрастает, и вот уже мебельщики изготавливают стулья для ресторанов в полном соответствии со стилистикой эпохи рококо – с тонкими гнутыми ножками, ажурными спинками, украшенными позолоченными накладками.
Еще в предыдущем столетии европейцы познакомились с новым направлением в искусстве – созданием садов и парков. Естественно, что в огромном саду, площадь которого могла измеряться десятками квадратных километров, невозможно было обойтись без мебели. В обширных садово-парковых комплексах, таких, как Версаль во Франции или Шереметьево в России, строились беседки, защищавшие людей от палящего солнца или внезапно налетевшего проливного дождя.
В беседках же ставились кресла, столики, скамьи, табуреты – все они также изготавливались по моде эпохи рококо. Изящная мебель для сада, обитая тканью мягких тонов – светло-голубого, розового, золотого – на первый взгляд могла показаться игрушечной — ведь и сам смысл стиля рококо заключался в постоянной игре. Он старался отвлечь человека от жизненных проблем и помочь ему погрузиться в атмосферу нескончаемого веселья.
Если можно так выразиться, стиль рококо схож по духу с современным гламуром.
В итоге, именно это и погубило эпоху рококо. Во Франции, бывшей колыбелью этого стиля, Великая французская буржуазная революция беспощадно смела тот слой общества, для которого создавался этот стиль, и затем лишь отдельные мастера обращались к творческому наследию рококо.