Светотень: что это такое, как использовать
По остроумному высказыванию знаменитого архитектора Ле Корбюзье, архитектура — это «система освещенных солнцем объемов». Может быть, он был и не во всем прав, однако на самом деле свет, освещение и, как следствие, тень играют заметную роль в выявлении объемной композиции зданий. Светотень позволяет подчеркнуть форму, детали и плоскости постройки. Гладкие поверхности, лишенные выступающих или западающих деталей, как правило, выглядят уныло и не останавливают взгляд.
В то же время развитые или, как говорят, пластические композиции в результате игры света и тени становятся богаче и интереснее. Все это необходимо учитывать при проработке внешнего облика любого сооружения и, в частности, сельского жилого дома. В практике архитектурного проектирования на чертежах фаи перспектив наряду с выбранным цветовым решением обычно изображаются и предполагаемые тени, выявляющие отдельные части и детали будущей постройки. И еще об одном не мешает подумать застройщику: о выразительности силуэта его дома.
Для сельских зданий, находящихся на просторе в непосредственном контакте с окружающей природой, это качество имеет, пожалуй, большее значение, чем для объектов уплотненной городской застройки. Народные зодчие Севера, Прикамья и Урала уделяли силуэту своих построек самое серьезное внимание. Особенно четко это проявлялось при строительстве сельских храмов и колоколен, которые разнообразием своих форм придавали неповторимую красоту каждому селению. В своей работе российские строители интуитивно установили, что человеческий глаз обладает свойством остро реагировать на контур объекта и, следовательно, легко его запоминать. Это вдохновляло на поиски выразительных форм покрытий (шатровых, ярусных, клинчатых, бочечных и др.), которые хорошо читались на фоне неба и гармонировали с окружением.
Примером может служить ансамбль храмовых построек в селе Турчасово Архангельской области. Все три храма составляют впечатляющую совокупность, силуэт которой по-разному воспринимается в зависимости от выбора точки наблюдения. У жилого дома силуэт, конечно, проще. Однако и здесь мо-жет быть достигнут некоторый эстетический эффект. Варьируя высоту крыши, наклон ее скатов, прорабатывая их переломы и другие элементы, можно добиться выразительного силуэта.
Заметим, что на практике все они используются в единстве, во взаимодействии и не могут применяться изолированно. Нельзя, допустим, сегодня работать только над тектоникой, а завтра заняться поиском симметрии. Применять все приемы композиции в совокупности, конечно, трудно.
Но можно. Все приходит с опытом.