Компоновка объема: что собой представляет, особенности
Все объемы — жилище (одна или две избы), амбар, сарай и крытый двор — возводятся рядом друг с другом, соприкасаясь длинными сторонами и выходя главными, торцовыми фасадами на улицу. В двойных и тройных домах у каждой пристройки устраивалась самостоятельная двускатная крыша. Современные многоэтажные жилые дома, лишенные деталей художественного убранства, рассчитаны, как правило, лишь на фронтальное восприятие. Кроме рассмотренных, известны также приемы ракурсной, центрической, центрально-купольной композиции и другие, однако в практике усадебного жилищного строительства такие формы обычно не используются. Подводя краткий итог, подчеркнем, что вопросы компоновки объема и деталей любого здания при проектировании играют основную роль.
И от того, насколько интересно будет продумано композиционное решение, зависит архитектурно-художественный образ будущей постройки, его завершенность и уравновешенность. Если композиция здания слишком проста и понятна с первого взгляда, не потребуется никаких усилий для рассматривания его. Такое объемное решение относят к категории непродуманных, примитивных. Многие жилые здания современной массовой застройки могут быть тому примером. «Правда, — замечает доктор архитектуры А. Э. Гутнов, — в этом случае архитектурную композицию приходится формировать уже не на уровне дома, а на уровне целой группы домов — путем варьирования их сочетаний и различной постановки в пространстве». При строительстве жилых усадебных домов гораздо легче добиться разнообразия и оригинальности архитектурного решения каждой отдельной постройки.
Здесь и выразительных средств немало, и строительный опыт достаточно богат. Можно, конечно, впасть в другую крайность: нарочито усложнить, «изломать» объем постройки, перегрузить его деталями и элементами декоративного убранства. Чаще, чем в народном зодчестве, такие случаи встречаются при возведении некоторых сооружений в городах и поселках (театры, клубы, дворцы спорта, административные здания и др.).
Особенно ярко это проявилось у нас в стране в период «архитектурных излишеств» в сороковые-пятидесятые годы.